|
|
|
|
Галина
Загянская |
|
Искусство
и
реальность...
некоторые
их
путают,
предполагая,
что
искусство
- это
копия,
слепок
с
реальности.
Отсюда
всевозможные
недоразумения:
так
Наполеон
III высек
хлыстом
непонравившуюся
ему
картину
Гюстава
Курбе "Купальщицы",
как
провинившуюся
лошадь,
а через 50
лет, в
начале XX
века
обезумевшие
обыватели
будут
бросаться
с ножом
то на "Венеру
перед
зеркалом"
Тициана,
то на
картину
Ильи
Репина
"Иван
Грозный
и его
сын
Иван".
Да и в
наше
время в
конце 80-х
г.г. то
разобьют
молотком
в Риме
скульптурную
группу
"Пьета"
Микеланджело,
то
обольют
кислотой
в
Эрмитаже
рембрандтовскую
"Данаю". |
|
У
тех,
кто
отождествляет
жизнь и
ее
изображение
художником,
существует
четкая
концепция
истории
искусства,
которая
с точки
зрения
пространственных
решений
вкратце
сводится
к
следующему:
долгое
время
художники
не
умели
правильно
изображать
жизнь,
поскольку
не
знали
прямой
перспективы.
Поэтому,
например,
все
средневековое
искусство
- это
характерное
проявление
такого
неумения,
которое
художники
исправят
лишь с
появлением
в эпоху
Возрождения
прямой
перспективы.
До сих
пор
почти
все
учебники
по
истории
искусства
полны
подобными
теориями.
Другие
точки
зрения
были
известны
лишь
узкому
кругу.
|
|
Рассмотрим
новгородскую
икону XV
века "Иоанн
Богослов
и
Прохор
на о.
Патмос"
(одна из
композиций
большой
четырехчастной
иконы),
здесь
все
неправильно
с точки
зрения
прямой
перспективы.
Но что
важно - в
этих, на
первый
взгляд,
уродствах
прослеживается
определенная
закономерность.
Так
например,
фигуры
со
странными
горбами
непомерно
велики
по
сравнению
с
пейзажем,
а сам
пейзаж,
представленный
горками,
имеет
подчеркнуто
вогнутую
форму,
их
верхние
площадки,
называемые
"лещадками",
повернуты
к
зрителю,
что
подчеркивается
цветом. |
|
Диктующий
апокалипсические
откровения
на
острове
Патмос
Иоанн
находится
в одном
пространстве,
а
записывающий
его
слова
Прохор -
в
другом.
В самих
фигурах,
складках
их
одежд
совмещается
сразу
же
несколько
ракурсных
положений,
поворотов,
что
придает
особую
динамику.
Кроме
того,
огромный
масштаб
фигур
по
сравнению
с
пейзажем
подчеркивает
значительность
пророчеств
Иоанна
о конце
света. И
быть
может,
если бы
этой
диспропорции
не было,
то во
многом
исчезла
бы и
выразительность
самой
иконы. |
|
Средневековый
художник
строил
рисунок
и
перспективу,
которую
позже
назовут
обратной,
так, как
если бы
на
разные
части
композиции
зритель
смотрел,
находясь
в
движении,
постоянно
двигая
головой.
И в то же
время
обратная
перспектива,
выгибаясь,
как бы
обнимает
молящегося,
вводя
его в
духовное
пространство.
Но
никогда
это
пространство
духовной
реальности
не
будет
смешиваться
с
пространством
реальности
физической.
Подобного
смешения
не
будет в
произведениях
высокого
искусства
и в
другие
периоды. |
|
Галина
Загянская. |
|
©
1993 «Бюро
Квантум»
«Квант» |
| | | | | | | |
|