Design Science, Inc.

А. Н. КОЛМОГОРОВ

В этой статье объясняется современное общее понимание слова "функция".
Статья не для легкого чтения: она требует от читателя внимания к каждому слову, хотя и не предполагает каких-либо специальных знаний, выходящих за рамки средней школы.

1  ВВЕДЕНИЕ

На вопрос "Что такое функция?" школьники часто отвечают: "Функцию можно задать таблицей, графиком или формулой". Ясно, что это н е о п  р е д е л е н и е. Но школьники, которые уклоняются от формулировки явного определения и сразу переходят к описанию того, как задают функции и не совсем неправы. Математика не может начинаться с определений. Формулируя определение некоторого понятия, мы неизбежно в самом этом определении употребляем какие-либо другие понятия. Пока мы не понимаем смысла каких-либо понятий, мы не сдвинемся с места и не сможем сформулировать ни одного определения. Поэтому изложение любой математической теории начинается с того, что какие-либо о с н о в н ы е   п о н я т и я  принимаются без определения. Пользуясь ими, уже возможно бывает формулировать определение дальнейших п р о и з в о д н ы х  п о н я т и й .
Каким же способом люди объясняют друг другу свое понимание смысла основных понятий? Для этого не существует другого способа, как разъяснение на примерах и при помощи подробного описания характерных свойств определяемых вещей. Эти описания могут быть в деталях не вполне ясными и сначала не исчерпывающими. Но постепенно из них смысл понятия вырисовывается с достаточной ясностью. Так мы подойдем к понятию функции, считая его одним из основных математических понятий, не подлежащих формальному определению.

*) Правда, далее будет сказано, что функция есть не что иное, как отображение одного множества на другое ( области определения  функции на множество  ее значений ). Но здесь слово отображение  явится просто  с и н о н и м о м  слова функция. Это - два названия: для одного и того же понятия. Пояснение одного слова другим равнозначащим не може1 заменить определения выражаемого им понятия

Пример 1

Будем считать, что буквы х  и у  обозначают действительные числа. Знак буквы х  и у обозначают д е й с т в и т е л ь н ы е   ч и с л а. Знак [Maple OLE 2.0 Object]  будем считать знаком извлечения  а р и ф м е т и ч е с к о г о  квадратного корня. Равенство

[Maple OLE 2.0 Object]              (1)

обозначает, что выполнены условия

[Maple OLE 2.0 Object]            (2)

Точки, координаты которых удовлетворяют этим условиям, образуют полуокружность, изображенную красной линией на рис. 1.

Рис.1

[Maple OLE 2.0 Object]

Рисунок 1 делает наглядными следующие факты, которые вы можете доказать и чисто алгебраическим путем:
1) формула (1) позволяет для любого х, удовлетворяющего условиям
[Maple OLE 2.0 Object]          (3)

вычислить соответствующее ему у, которое удовлетворяет неравенствам

[Maple OLE 2.0 Object]           (4)

2) каждому у , удовлетворяющему неравенству (4), соответствует хотя бы одно такое  х , которому по формуле (1) соответствует это заданное у.

Можно сказать, что формула (1) задает отображение  множества чисел х , удовлетворяющих неравенствам (3), на множество чисел у , подчиненных неравенствам (4). Математики часто (особенно в последнее время) для обозначения отображений употребляют стрелку. Занимающее нас отображение можно записать при помощи стрелки так:

[Maple OLE 2.0 Object]           (5)

Например:

[Maple OLE 2.0 Object]           (6)

Заметьте: отображение полностью определено, если
а)
задано множество Е, которое отображается,
б)
для каждого элемента х этого множества Е задан элемент у, на который элемент х отображается.
                       

Множество всех значений
у  обозначим буквой М . В примере 1 Е  - множество чисел, удовлетворяющих условию (3), а М  - множество чисел, удовлетворяющих условию (4)*.

*) Множество можно обозначить любой буквой. Здесь взяты буквы Е  (от французского слова ensemble - множество) и М  (немецкое - M enge; случайно и русское слово " м ножество" начинается с этой же буквы). Но это не обязательно: уже в следующем примере мы обозначим множество действительных чисел, как это принято, буквой R  (французское r eel - действительный, реальный).

Пример 2

Правила

[Maple OLE 2.0 Object]

определяют о д н о   и  т о   ж е   отображение

[Maple OLE 2.0 Object]           (7)

действительных чисел х на их модули (абсолютные величины) ]х\ (рис. 2).

Рис.2

[Maple OLE 2.0 Object]

 

Отображение  (7)  отображает множество всех действительных чисел

[Maple OLE 2.0 Object]

на множество

[Maple OLE 2.0 Object]

неотрицательных действительных чисел.

Вместо слова  о т о б р а ж е н и е   можно говорить функция  и записать отображение (5) так:

[Maple OLE 2.0 Object]           (8)

а отображение (7) так:

[Maple OLE 2.0 Object]           (9)

Частные значения функции (8), перечисленные в формулах (6), будут тогда записаны в таком виде:

[Maple OLE 2.0 Object]

Областью определения функции (9) является множество всех действительных чисел R . Множеством ее значений является множество [Maple OLE 2.0 Object]  неотрицательных действительных чисел.

Пример 3

Петя, Коля, Саша и Володя живут в комнате общежития. На февраль они установили такой график дежурств:

Таблица 1

[Maple OLE 2.0 Object]

Сразу бросается в глаза сходство этой таблицы с привычными вам из школьного курса алгебры графиками функций. Имеет ли эта аналогия точный логический смысл? Установили ли здесь мальчики отображение  одного множества на другое, т. е. определили ли некоторую функцию ? И не начертили ли они график  этой функции? (Обратите внимание на житейское выражение "установили  г р а ф и к  дежурств!")

Глава I Глава II Глава III Задачи

27

Hosted by uCoz