|
|
|
|
А. Н.
КОЛМОГОРОВ
|
В этой статье
объясняется современное общее
понимание слова "функция".
Статья не для легкого чтения: она
требует от читателя внимания к каждому
слову, хотя и не предполагает каких-либо
специальных знаний, выходящих за рамки
средней школы.
1 ВВЕДЕНИЕ
На вопрос "Что
такое функция?" школьники часто
отвечают: "Функцию можно задать
таблицей, графиком или формулой".
Ясно, что это н е о п р е д е л е н и е.
Но школьники, которые уклоняются от
формулировки явного определения и
сразу переходят к описанию того, как
задают функции и не совсем неправы.
Математика не может начинаться с
определений. Формулируя определение
некоторого понятия, мы неизбежно в
самом этом определении употребляем
какие-либо другие понятия. Пока мы не
понимаем смысла каких-либо понятий, мы
не сдвинемся с места и не сможем
сформулировать ни одного определения.
Поэтому изложение любой
математической теории начинается с
того, что какие-либо о с н о в н ы е
п о н я т и я принимаются без
определения. Пользуясь ими, уже
возможно бывает формулировать
определение дальнейших п р о и з в о д н
ы х п о н я т и й .
Каким же способом люди объясняют друг
другу свое понимание смысла основных
понятий? Для этого не существует
другого способа, как разъяснение на
примерах и при помощи подробного
описания характерных свойств
определяемых вещей. Эти описания могут
быть в деталях не вполне ясными и
сначала не исчерпывающими. Но
постепенно из них смысл понятия
вырисовывается с достаточной ясностью.
Так мы подойдем к понятию функции,
считая его одним из основных
математических понятий, не подлежащих
формальному определению.
|
*)
Правда, далее
будет сказано, что функция есть не что
иное, как отображение одного множества
на другое ( области
определения функции
на множество
ее значений
). Но здесь слово отображение
явится просто с
и н о н и м о м слова функция. Это - два
названия: для одного и того же понятия.
Пояснение одного слова другим
равнозначащим не може1 заменить
определения выражаемого им понятия
|
Пример
1
Будем считать,
что буквы х
и у
обозначают
действительные числа. Знак буквы х
и у обозначают д е й
с т в и т е л ь н ы е ч и с л а. Знак
будем считать
знаком извлечения а р и ф м е т и ч е с
к о г о квадратного корня. Равенство
(1)
обозначает,
что выполнены условия
(2)
Точки,
координаты которых удовлетворяют этим
условиям, образуют полуокружность,
изображенную красной линией на рис. 1.
Рис.1
Рисунок 1
делает наглядными следующие факты,
которые вы можете доказать и чисто
алгебраическим путем:
1) формула (1) позволяет для любого х,
удовлетворяющего условиям
(3)
вычислить
соответствующее ему у, которое
удовлетворяет неравенствам
(4)
2) каждому у
, удовлетворяющему
неравенству (4), соответствует хотя бы
одно такое х
, которому по формуле
(1) соответствует это заданное у.
Можно сказать,
что формула (1) задает отображение
множества чисел х
, удовлетворяющих
неравенствам (3), на множество чисел у
, подчиненных
неравенствам (4). Математики часто (особенно
в последнее время) для обозначения
отображений употребляют стрелку.
Занимающее нас отображение можно
записать при помощи стрелки так:
(5)
Например:
(6)
Заметьте: отображение
полностью определено, если
а) задано
множество Е, которое отображается,
б) для каждого
элемента х этого множества Е задан
элемент у, на который элемент х
отображается.
Множество всех значений у
обозначим буквой М
. В примере 1 Е
- множество чисел,
удовлетворяющих условию (3), а М
- множество чисел,
удовлетворяющих условию (4)*.
|
*)
Множество
можно обозначить любой буквой. Здесь
взяты буквы Е
(от французского
слова ensemble - множество) и М
(немецкое - M
enge; случайно и русское
слово " м
ножество"
начинается с этой же буквы). Но это не
обязательно: уже в следующем примере мы
обозначим множество действительных
чисел, как это принято, буквой R
(французское r
eel - действительный,
реальный).
|
Пример 2
Правила
определяют о
д н о и т о ж е отображение
(7)
действительных
чисел х на их модули (абсолютные
величины) ]х\ (рис. 2).
Рис.2
Отображение
(7) отображает множество всех
действительных чисел
на множество
неотрицательных
действительных чисел.
Вместо слова
о т о б р а ж е н и е можно
говорить функция
и записать
отображение (5) так:
(8)
а отображение
(7) так:
(9)
Частные
значения функции (8), перечисленные в
формулах (6), будут тогда записаны в
таком виде:
Областью
определения функции (9) является
множество всех действительных чисел R
. Множеством ее
значений является множество
неотрицательных
действительных чисел.
|
Пример 3
Петя, Коля,
Саша и Володя живут в комнате общежития.
На февраль они установили такой график
дежурств:
Таблица 1
|
|
|
Сразу бросается в глаза сходство этой
таблицы с привычными вам из школьного
курса алгебры графиками функций. Имеет
ли эта аналогия точный логический
смысл? Установили ли здесь мальчики отображение
одного множества
на другое, т. е. определили ли некоторую функцию
? И не начертили ли они график
этой функции? (Обратите
внимание на житейское выражение "установили
г р а ф и к дежурств!")
|
Глава
I |
Глава
II |
Глава
III |
Задачи |
27 |
| | | | | | | |
|